Поиск

Переводчик сайта

Жакулина Лариса Александровна

СНПЧ А7 Курск, обзоры принтеров и МФУ

 

Жакулина Лариса Александровна

Социальный педагог / Учитель ОПК и ОРКСЭ

У педагога есть сайт на Инфоуроке, перейти на него можно просто щёлкнув на эту надпись

Методические разработки уроков:

Видео "Я в профессии"

Эссе “Я - учитель”

 

Чтобы дать ученику искорку знаний, 

учителю надо впитать целое море света. 

В.А.Сухомлинский. 

 

      Я постоянно задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию учителя? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя. Оглядываясь назад, я понимаю, что мой выбор не случаен.
    Главная  моя  цель как учителя  – научить каждого ребёнка быть ЧЕЛОВЕКОМ. В это слово я  вкладываю величайший  смысл!  Пытаюсь не только донести до слуха, но и вложить в душу слова, которые способны к лучшему изменить мировоззрение и поведение наших детей, а значит и будущее нашего Отечества.  Святитель Феофан, Затворник Вышенский говорил: «Воспитание из всех святых дел – самое святое». Этими словами и обозначена высочайшая ценность  моей работы  как учителя православной культуры. Безусловно, это накладывает большую ответственность на  меня, как учителя православной культуры,  ведь я призвана  взращивать неокрепшие детские души. Господь наделил человека способностью мыслить, а вместе с этим бесценным даром   и способностью блуждать по лабиринтам своего сознания, разума и памяти в поисках ответов на главные  вопросы: «Для чего я  живу?». «Ангел-хранитель, зажги мне свечу, чтобы увидеть, туда ли лечу? Не заблудилась порою ночной? К цели лечу я дорогой прямой?»    

    Детская мечта, которая звала меня на педагогическое поприще и ответы  на  вопрос о своём предназначении «объединились  вместе» и не оставили мне никаких сомнений… Я стану учителем, таким, который  поможет каждому ребенку научиться верить в себя, раскроет для него дверь в уникальный и неповторимый мир. Моя  мечта и желание  осуществились, я стала самым счастливым человеком на свете! Я стала учителем!    Как  нравилось мне учиться и постигать азы педагогической профессии! Каждый день - праздник, каждый миг – открытие! Сколько впитала и собрала в себя за годы учёбы в педагогическом училище, а затем и в университете. Но наступил день,  и я стала постигать себя   в   профессии. И вновь работа мысли, труд сердца и души …

    Учитель - это профессия  или призвание? Хорошо, когда и то и другое, потому, что быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что очень, очень любишь. А я люблю детей, это  так естественно, люблю отдавать… Я люблю учиться  у детей, а они  -  у меня. Наше творчество совместное, наше творчество непрерывное. Я уверена,  что учитель должен быть уникальной, неповторимой,   обязательно духовно богатой, творческой личностью. Я стараюсь совмещать  в себе сразу несколько лиц: учителя, который передает знания, умения и навыки,  воспитателя, который старается привить своему ученику  духовно - нравственные ценности, и наставника, стремящегося  помочь понять взрослеющему человеку, какой он, зачем ему школа, что ему надо в жизни?

    Жизнь моя  сложилась так, что абсолютно случайно,  в 2003 году я попала на курсы по предмету православная культура. Я стояла у истоков внедрения данного предмета в учебный процесс школы. Спустя годы, я понимаю,  а может быть это не случайность, а может это  Божий промысел? Так я пришла к пониманию Веры уже второй раз. Курсы повышения квалификации дают небольшие знания, а мне все это нужно было прочувствовать, понять и принять решение прежде всего для себя. Я читала много статей, беседовала с интересными людьми, посещала церковь. Огромное впечатление на меня произвели встречи с автором учебника «Православная культура» Людмилой Леонидовной Шевченко.  Я заслушивалась на ее лекциях, задавала много вопросов, находила для себя ответы.  Беседы с известными психологами, педагогами, священниками, открыли мне возможности и смысл предмета основы православной культуры.   

      Для меня работа – это вечный поиск. Каждый рабочий день – новое открытие, познание и радость от соприкосновения с маленьким и очень любознательным  человечком.  Он вырастет и обязательно будет счастливым. Я считаю своим призванием увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым, можно вырастить  замечательного человека.   Я уверена, что каждый ребенок талантлив и уникален. И лучшее, что я могу дать детям – это научить их любить мир и себя самого. Моя профессия уникальна, потому что, я постоянно с детьми: общаюсь с ними, живу их горестями и радостями, вместе с ними учусь думать, размышлять, развиваюсь, совершенствуюсь. Работая учителем, я соприкасаюсь  с внутренним миром наших детей: помогаю ответить на «сложные» вопросы, преодолеть  тревогу и страхи, «разобраться» в своих чувствах и эмоциях. Я   считаю, что  быть учителем православной культуры  особо ответственно, ведь я  имею дело с душой ребёнка, которая ищет ответы на важные жизненные вопросы, которая нуждается в «глотке  свежей воды».  Моя работа в школе не предполагает выставления оценок в журнал, но она направлена на решение более важной задачи – научить каждого ребёнка самостоятельно оценивать свои поступки, своё поведение и принимать жизненно важные решения в соответствии с голосом своей совести и зовом души.  Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить  о том, что он думает, что его волнует, радует или огорчает.  Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться: говорить то, что от них ждут.  Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных.   Только в этом случае на моих уроках  будет настоящее общение и «взаимное» обучение, сотрудничество  и соучастие.   Не всегда всё получается, не всегда бывает просто, не всегда всё так, как хотелось бы, но несмотря ни на что каждый новый урок начинается с новых вопросов детей, их заинтересованных взглядов, желания поделиться своим мнением. А значит нужно идти дальше: учить их и учиться у них…учиться открытости, их детской непосредственности и искренности.  

    Все профессии хороши, но профессия учителя – уникальна!  Какой он современный учитель? Я вывела свою формулу! Каждая буква имеет свое значение:  у - уникальный, умный, успешный;  ч - честный, человечный, чуткий; и – искренний, индивидуальный; т – тактичный, терпеливый, толерантный; е - естественный, единомышленник; л - любящий детей и свою работу; ь- очень мягкий, мягкий знак и само слово!  И вряд ли с этим можно поспорить!

    Я уверенна,   что важную  роль в формировании  духовно-нравственной  личности и воспитании патриотизма играет знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями той страны, в которой проживает человек, с его «малой родиной»,  как частью России. В этой связи, мне хотелось бы отметить свое участие в программе «Мы – россияне», участником которой, вот уже на протяжении более восьми лет  я являюсь. Важным маршрутом программы является патриотическая акция «Поезд памяти», цель  которой знакомство детей и молодежи Калининградской области с местами боевой славы, городами-героями, развитие и укрепление в сознании подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну, приобщение детей и молодежи Калининградской области к российским духовно- нравственным, культурным и историческим ценностям. В поездку совместно с детьми отправляются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны становления области, вооруженных сил России. За время реализации программы ветераны Великой Отечественной войны и калининградские школьники посетили места боевой славы – города Минск, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Смоленск, Брест, Тулу, Курск, Казань.     Данная акция на сегодняшний день является самым значимым патриотическим мероприятием для детей и молодежи Калининградской области, и способствует созданию новых и развитию уже существующих клубов, центров и общественных организаций патриотической направленности.  Очень рада тому, что я являюсь не только постоянным участником акции, но и вхожу в число организаторов и руководителей, а также с большой ответственностью и радостью являюсь ведущей концертов для ветеранов. Нужно только видеть их глаза! Когда ветераны в очередной раз просят «Доченька, давай еще!» И мы даем! Опять поем, танцуем, вспоминаем. В такие моменты особенно  чувствуешь свою сопричастность, единение, нужность!   По итогам поездки-акции проводится ряд значимых мероприятий – это слет участников патриотической акции «Поезд Памяти», где демонстрируются фильмы о поездке и фотовыставка. В продолжение патриотической акции в учебных заведениях Калининградской области проводятся конференции, форумы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотические мероприятия начинаются  уже с первой минуты пребывания участников в поезде. Буквально через час после отправления в вагонах начинается активная работа. Ребята знакомятся  между собой и с ветеранами, рисуют  «боевые листки», подготавливают стенгазету «Здравствуйте, это мы!» подготавливают вопросы для ветеранов и планируют свои выступления.    В это время ветераны общаются между собой, делятся новостями и вспоминают прошлое. Время в поезде расписано по минутам: интервью с ветеранами, викторина по теме, концерты на перронах, кружки по интересам, игры по вагонам.   В ходе встреч ребята обмениваются опытом работы по патриотическому воспитанию,  памятными подарками и сувенирами. По итогам каждого дня акции участники оформляют «боевые листки» со своими впечатлениями и наблюдениями. Интервью с ветеранами и «боевые листки» вошли в «Книгу памяти», которая навсегда сохранит интересные моменты поездок. На обратном  пути продолжилась работа в поезде, и участники акции обмениваются впечатлениями по итогам поездки.

      Как быстро летит время!  Позади тридцать два  года моей педагогической деятельности,  из них 29 лет  в  школе посёлка Васильково. Считаю ее своим родным домом, ведь  именно здесь  создалась моя семья, родились мои  любимые, замечательные дети, пролетели самые лучшие годы, которые прошли незаметно, мимолётно, как будто их и не было.  Оглядываясь назад,  я понимаю, что профессию выбрала верно. Как раньше не сомневалась, кем стать в жизни, так и сейчас. Многому пришлось научиться, многое пережить. Были ошибки, трудности, но за весь свой педагогический путь я ни разу не пожалела о выборе профессии. Школа для меня  – огромный мир, в котором есть всё: радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Это место для бесконечного поиска более совершенных форм работы с детьми. Тому, кто не знаком с нашей работой, она кажется обычной: тетради, журналы, уроки.   А ведь наша работа радостная. С нами рядом чистые и светлые, открытые миру, души детей, которых нам доверили родители. Без любви к своему делу, к детям невозможно быть хорошим учителем.  Стараюсь помнить о том, что каждое слово и дело учителя оставляют след в душе ребёнка. Слово учителя должно располагать к доверию. Через слова входят в детские сердца красота, доброта, милосердие, сострадание, соучастие.

     Меняется время, меняется школа. Но дети всегда остаются детьми, а учитель всегда остаётся учителем. Учитель и ученик… они по-прежнему нужны друг другу, нужны, как и раньше, как и много лет назад. Кто-то из мудрецов сказал: «Здоров и счастлив тот, чьи помыслы чисты». Мне кажется, это сказано об учителе, настоящем учителе, а может быть, об ученике, у которого был когда-то хороший учитель, научивший его видеть счастье в любимом деле, которое он продолжает делать с самыми чистыми помыслами.  Я  сама определила для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сама сделала выбор своей профессии и тех принципов, с  которыми иду по жизни, какие ценности будут сопровождать меня в жизни.

    Мои  мечты – дорога к моему  счастью. Я  очень рада, что нашла свой путь! Рада тому, что мой труд приносит пользу людям. Уже  выпустила несколько поколений  ребят и сейчас учу детей моих бывших учеников. А одна моя ученица стала моей коллегой и также работает в моей  любимой школе.   Надеюсь, что в душах своих учеников я  оставила  важный  след, который помог и поможет им стать хорошими людьми. Любовь и уважение моих учеников - высшая награда для меня.  Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.

    Я верю, что лучший мой урок – впереди. А продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма, поэтому я иду вперёд, к мечте! Где бы я ни была, с кем бы ни общалась, всегда с гордостью говорю: “Я – учитель”.

Л.А.Жакулина

                                                                                                                                            2017 год

Пояснительная записка

(описание опыта профессиональной деятельности)

     В моей семье  всегда  чтили православные традиции, передавали  их из поколения в поколение. И именно поэтому, вот уже 13 лет, преподавая курс основ православной культуры в родной Васильковской школе по программе Л. Л. Шевченко, своей главной целью в работе с детьми ставлю возможность  формировать в их умах, сердцах систему духовно-нравственных  и патриотических ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

    Я уверенна, что мой предмет позволяет школьникам узнавать о том, что во все века составляло славу России: её святыни, герои,  памятники христианской культуры,  традиции жизни русских людей,  ценности духа и души. Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, я иду путем ответственной педагогической работы: стремлюсь передать  им тот свет  Божией любви и красоты, который  несет в себе тысячелетняя культура. Умения и навыки, полученные  детьми из курса православной культуры, на мой взгляд, предполагают применение полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о жизни Святых позволяют ребенку развивать  у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи.

    «Дорогу осилит идущий» - это мой  девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя православной культуры, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. Я уверена, что урок православной культуры может быть только личностно – ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Я иду от побуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения.  При этом мною  используются эвристические и проблемные методы обучения. Я стараюсь организовать обучение так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое – то отношение к интересам современного школьника.  Совместно с ребенком формулирую вопрос: для чего и как создавалась православная культура?  А затем, опираясь на  интерес ребенка,  я показываю авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении веков.  Считаю, что такая последовательность этапов обучения приведет к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создавшейся во славу Христа. Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать  - вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Учитывая, что курс православной культуры  сложный  для всех нас,  я пошла по пути создания своей методической копилки. В нее вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, внеурочная деятельность, опыт учителей ОПК района и области, набор по изготовлению поделок и рисунков  к православным праздникам. Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, проектов, праздников, встреч с интересными людьми, художниками, поэтами и  писателями, священнослужителями.

    Очень удачной находкой для меня стала игра «Что? Где? Когда?», проводится  отделом по делам молодежи    Калининградской Епархией (руководитель священник  Игорь  Ильницкий). Такие формы работы и виды деятельности ребятам очень нравятся, вызывают у них большой интерес, желание узнавать и познавать всё больше и больше. Тем самым развивают интеллектуальные способности, которые успешно помогают и на олимпиадах по православной культуре.

    Мои ученики, уже более 5  лет подряд становятся победителями и призерами олимпиады по православной культуре на муниципальном уровне и участвуют в областной олимпиаде. Активно  участвуем в районных и областных конкурсах, фестивалях, театрализованных представлениях духовной направленности и приуроченных к православным праздникам (Рождество Христово, Масленица, зимние Святки, Крещение, Благовещение, Пасха) и т.д.

    В своей работе использую современные образовательные технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектную и исследовательскую  деятельность, сотрудничество, игровые методы, информационно – коммуникативные технологии, систему инновационной оценки «портфолио». Особое внимание уделяю деятельностному подходу, практическим методам и приёмам обучения. Я постоянно использую на уроках презентации, видеофильмы, технологические карты,  схемы,  экскурсионные маршруты,  тесты, кроссворды, школьные лаборатории.

    Я считаю, что сегодняшние дети отличаются от тех, которых мы учили раньше. Нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьёзнее относиться к их здоровью.   В настоящее время – делом первостепенной важности для меня и для моих коллег стало освоение ФГОС. Все проблемы обсуждаем с коллективом на методических объединениях и педсоветах. 

     Являюсь руководителем районного методического объединения преподавателей духовно- нравственных дисциплин, членом  муниципального Научно- методического совета при управлении образования администрации Гурьевского городского округа, Вся эта деятельность, широта сотрудничества помогает мне в работе. На методических объединениях я со своими коллегами обсуждаю актуальные вопросы преподавания, мы обмениваемся мнениями, изучаем опыт коллег, проводим мастер- классы, открытые уроки, просто беседуем и общаемся. Такие встречи дают положительный результат в работе, обогащают самого учителя как личность.

      А какой он современный учитель? Я вывела свою формулу! Каждая буква имеет свое значение:  у - уникальный, умный, успешный;  ч - честный, человечный, чуткий; и – искренний, индивидуальный; т – тактичный, терпеливый, толерантный; е - естественный, единомышленник; л - любящий детей и свою работу; ь- очень мягкий!  И вряд ли с этим можно поспорить! 

   С введения федеральных государственных образовательных стандартов,   мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться? 

    В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

      Сегодня  в рамках ФГОС многие школы внедряют инновационные технологии. Одной из последних  стала актуальная  инновационная технология   тьюторского сопровождения учащихся.

     В связи с этим   в 2013 году я прошла обучение  по системе  «Тьюторская  деятельность в образовательном процессе и в системе духовно-нравственного развития и воспитания»,  основанная на метапредметных знаниях,  и поняла, что в своей методической работе  я давно использую многие формы и методы этой деятельности.

    Главная моя цель: научить ребенка чему-то доброму и светлому, побудить его к нравственным поступкам, помочь ему научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей, воспитывать  духовно-нравственную личность, пробуждать в сердце и душе  ребенка любовь, доброту, сострадание, милосердие.

    Я, как учитель православной культуры, вижу большую результативность работы в творческом содружестве с Центром духовно – нравственного  и патриотического  воспитания Калининградского областного института развития образования, где работают настоящие профессионалы;  с Калининградской Епархией – отделом по делам молодежи,  настоятелем Храма г. Гурьевска отцом  Дмитрием, с газетой «Наше время», в которой печатаются мои статьи.  

     В новых условиях родители стали активными участниками образовательного процесса. Как и мои коллеги, постоянно использую в работе с родителями Интернет (сайт школы, электронная почта, электронный журнал).  Считаю, что  именно такое тесное сотрудничество и взаимодействие  помогает мне добиваться высоких результатов в моей профессиональной деятельности,  чувствовать свет в руках ребенка, пробуждать в его сердце и душе  любовь, доброту, сострадание, милосердие, воспитывать  духовно-нравственную личность, патриотов России.

    Каждый урок стараюсь делать нестандартным, чтобы он стал открытием. Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование.  Методику благовествования указал нам сам Господь. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Я очень люблю использовать в своей работе притчи. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми, имеет большой глубокий смысл и воспитательный момент. Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно на первом году обучения, я делаю на формирование нравственных, духовных и патриотических  качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.    Большим подспорьем в работе служит картотека моей  методической копилки.  Словарную работу – как метод я использую,  начиная со 2 класса. Ребёнок, приобретающий способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному» заинтересовывается делом намного шибче, чем если бы заставили его писать: «оса, усы, каша, мама», – так говорит педагог С.А. Рачинский в своей книге «Сельская школа». Почему так? Ребёнок, ещё не знающий, кто такой Бог, не знающий никаких догматов, по сути,  не знающий веры, тем не менее чувствует святое, чувствует Бога.

    Еще один мой любимый  метод работы - метод проекта наиболее востребован. Нами созданы проекты «Моя семья», «Рождество в моей семье», « Герои России», «Память живи!», « Пасхальное яичко», «Подвигу твоему Ленинград», «Моя семья в годы войны», «Книга памяти»  и т.д. Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Примером является долгосрочная проектная работа «Моя семья в годы войны». В ходе сбора материала мы   участвовали в патриотическом проекте «Поезд памяти»,  в 2015 году в город- герой Ленинград. Автор проекта  (Дорошин Сергей) описал историю жизни своей прабабушки – блокадницы Ленинграда,  в рамках  поездки мы встречались с сотрудниками музея «Подвигу твоему Ленинград» в г. Санкт – Петербурге,  провели акцию «Вахта памяти» и возложение цветов, обращались в архив. Этой работой мы подчеркнули, что воспитание начинается в семье. Крепка та семья, где почитаются родители, старшие, где помнят и уважают свои корни, где бережно хранятся традиции и память предков.

     Я постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои уроки? Провожу постоянную диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше? В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды, эссе.

    Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», « Что говорит моё сердце?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии,  самоанализ, то есть – рефлексия.

    Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:  рисунок, мини-сочинение, вопросы по изучаемой теме, составь кроссворд, сочини конец истории, творческие проекты.

    Для того чтобы повысить интерес к изучению православной культуры, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронными играми, справочными материалами, словарями. Православная культура  в школе  - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. О нашей интересной жизни мы можем говорить и на других занятиях.

     В 2015 году я стала руководителем военно – патриотического клуба «Десантник». Являясь  руководителем  патриотического клуба,  постоянно встречаемся с ветеранами, участниками ВОВ, локальных воин. Мы с   ребятами постоянные  участниками программы «Мы - россияне»,  путешествуем  по направлениям: «Православные святыни родной страны», «Золотое кольцо», «Серебряное кольцо» с посещением Храмов и монастырей. Участвуем в  патриотических акциях, таких как «Поезд памяти», «Свеча памяти», «Боевой листок», «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Сирень победы».    Большим достижением считаю мое участие  в качестве руководителя Калининградской делегации в 2011 году в X Всероссийской выставке «Символы Отчизны» в г. Москве, где мне пришлось защищать  программу «Мы - россияне», а именно патриотическую акцию «Поезд памяти!». Моя защита нашего общего проекта прошла очень успешно, мы заняли 2 место!

     В 2015 году к 70-летию победы в Великой Отечественной войне   нами были созданы две «Книги памяти». В 2016 году продолжилась работа по  создание еще одной «Книги памяти» к 70 – летию образования Калининградской области.

     В перспективе вижу: создание родительского клуба «Доброта сердец»: воспитание семейных ценностей, проекты семьи (проект подписка: детский журнал для семейного чтения «Православная радуга» или «Свечечка» в каждую семью), продолжить совместную работу  с прессой.

       За долгие годы моей работы я заметила,  что ведение этого курса оказывает огромное благостное влияние, как на детей, так  и на развитие моей личности. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой.     Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя!

Партнеры