Поиск

Переводчик сайта

Наумович Наталья Алексеевна

 

Наумович Наталья Алексеевна

Учитель начальных классов

У педагога есть сайт на Инфоуроке, перейти на него можно просто щёлкнув на эту надпись

Эссе

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. 

Конфуций 

   Окончив педагогический институт, начав работать в школе, я прошла первые этапы своего пути.  Стремление сделать процесс обучения  творческим привело меня  к выбору новой образовательной системы «XXI век», которая даёт возможность совершенствоваться в любимом деле. Ведь, «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет»(Виссарион Белинский).

   Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

   Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Поэтому, педагогическая проблема, над которой я работаю – «развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания». Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Прежде чем приступить к вопросу о развитии творческой личности в процессе обучения и воспитания,  хотелось бы  определиться с понятием творчества.

   Формулировок существует много: и в психологии, и философии, и педагогике. Но объединяет их одно: творчество – это изменение мира и личности. Творчество - это двигатель человеческого развития. На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности. 

   Идея активизации обучения имеет большую историю.

   Дискуссии Сократа и  Пифагора отличало наличие проблемных вопросов.
Я.А.Коменский
указывал на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», его «Великая дидактика» направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

   И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

   Ж.Ж.Руссо вел борьбу  за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.

   «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

   Концепция УМК «XXI век»  в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Данная система образования проверена временем и обеспечивает хорошие результаты, является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий: игровых, коммуникативных и исследовательских. УМК полностью соответствует стандартам второго поколения.

   Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.

   Имея за плечами немалый опыт педагогической деятельности, я пришла к выводу, что для  развития творческой личности, для того, чтобы соответствовать современным требованиям, надо пересмотреть традиционную систему обучения, оставив лучшее, и переходить к новым педагогическим технологиям. Ставлю перед собой вопрос: как же вызвать интерес к учению, научить творчески мыслить младших школьников?

   Необходимо  показать ученику то, что он кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

   Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети  очень разные. Для меня важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Для этого я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником учебного - воспитательного процесса. Как же добиться этого?

   Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

  • 10% того, что читает;
  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.

Повысить  у учащихся  интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют:

  • нетрадиционные (нестандартные) уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок- путешествие, урок-игра);
  • интегрированные уроки;
  • игровые формы;
  • групповую, парную или индивидуальную работу;
  • самостоятельную деятельность учащихся;
  • проблемное обучение;
  • постановку вопросов, активизирующих диалог;
  • проектную деятельность;
  • метод дискуссии;
  • разноуровневые и творческие задания;

   Побудить учащихся к творчеству и  реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что  дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 

   Для повышения познавательной активности провожу интегрированные  уроки. Чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.

   Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой  ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

   Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

   Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

   Опираясь на имеющийся  опыт работы по теме    «Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания», - ставлю перед собой конкретную цель: создать условия для достижения образовательного результата через развитие творческих способностей ученика, активизацию его познавательного потенциала  и  воспитание устойчивого интереса к учению.

   Исходя из целевых ориентиров концепции, ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

  • формировать у каждого ученика ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет компетенции личностного самосовершенствования;
  • реализовывать идею непрерывного обогащения  духовной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания  образования;
  • развивать познавательную активность ученика;
  • воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной  деятельности в будущем лежит через творческое начало.

   Моя педагогическая деятельность строится на следующих принципах работы с детьми:

  • принцип индивидуально-личностного подхода;
  • принцип успешности ребёнка;
  • принцип творческого союза «учитель - ученик»;
  • принцип гуманизации и гуманитаризации образования.

   Вышеназванные принципы позволяют создавать необходимые условия для личностного развития ребёнка,  повышения качества его образовательных достижений, самореализации и самосовершенствования, а в дальнейшем -  успешной социализации  личности в современном обществе.

   Процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей, требует использования современных педагогических технологий, целью которых  является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика. Эффективно решать поставленные задачи помогают следующие современные технологии, элементы которых  я использую в своей работе:

  • технология развивающего обучения;
  • проектно-исследовательская технология;
  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • рефлексия учебной деятельности.

   Целесообразность применяемых мною элементов педагогических  технологий диктуется требованиями, предъявляемыми к модели выпускника на 1  ступени обучения.

   Технология развивающего обученияформирует широкий спектр личностных качеств ребёнка. Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

   Проектно-исследовательская технологиястимулирует творчество и самостоятельность, позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность самовыразиться и самореализоваться.

  Мои ученики являются членами школьного научно-исследовательского объединения. Ежегодно они принимают участие в школьных и районных научно-исследовательских конференциях.

   Проектную технологию чаще всего применяю при обобщении изученного материала. Из наиболее удачных – проект «Генеалогическое древо семьи», «Профессии», «Города России», «Шоколад: вред или польза»

   Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Технология проблемного обучения учит детей мыслить логично, делает учебный материал более доказательным, развивает самостоятельность, инициативность, критичность и самокритичность.

   Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности ситуации сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.

   Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

   Когда стали появляться  компьютерные технологии, я поняла - это то, что поможет сделать тот самый  шаг. Стала изучать компьютер, осваивать разные программы. Передо мной открылся новый мир и  возможности, в том числе и в преподавании. Специфика информационных коммуникационных технологий заключается в том, что они предоставляют  громадные возможности.  Использование компьютерных технологий на уроке повышают  интерес к предмету, позволяют учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы я заранее создаю файлы, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов. Но в то же время никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника,  вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.

   На уроках я  использую  следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими  учащимися. Примером служат презентации из    (Презентация учителя и учеников)

   Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

   На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология»  «Музыка» по ФГОС.

   Школа подключена  к сети Интернет, что  позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.   

   При подготовке к урокам и на уроках используются  возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды,  содержащей богатейший информационный потенциал.

   Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

   Рефлексия - это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

   Виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия содержания учебного материала;
  3. рефлексия деятельности.

   Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на этапе рефлексии.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  • Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого,нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
  • Показать на экране слайд «Солнышко». Моё настроение. А дети числовым веером покажут карточку с цифрой, которая соответствует их настроению на уроке.

2.Рефлексия содержания учебного материала.

  • Прием незаконченного предложения.

3. Рефлексия деятельности.

  • «Самооценка знаний». Можно выбрать карточку с изображением солнышка или тучки.
  • Или  второй вариант: отметить полученные знания на «Лесенке знаний».

   Со второго класса  все учащихся  завели  портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют его познавательную активность.

Безусловно,  среда выступает одним из решающих факторов формирования и развития творческой личности.  Я стремлюсь максимально использовать возможности социокультурной среды города и школы. А в школе живёт доверительное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее коллективную духовную жизнь. В ней создана "атмосфера разнообразного творческого труда", предоставлен большой выбор возможностей для развития и самосовершенствования.

Свою работу по удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей учащихся строю с учетом психолого-педагогической диагностики их способностей. Отслеживать динамику развития учеников и планировать свою работу помогает совместная работа со школьным психологом. Со слабоуспевающими детьми провожу индивидуальную, групповую работу по развитию познавательных интересов, общеучебных умений и способов деятельности. С детьми, проявляющими интерес к предметам, провожу дополнительные развивающие занятия. Использую упражнения на развитие памяти, внимания, логического и творческого мышления. Провожу дополнительные мероприятия развивающего характера: олимпиады, конкурсы, викторины. Ученики моего класса охотно принимают участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Ученики, не достигшие высоких результатов в учебе, проявляют себя в других видах деятельности.

Как классный руководитель для создания комфортных условий жизнедеятельности в коллективе использую нестандартные формы внеклассных мероприятий: виртуальные путешествия, встречи с интересными людьми, коллективные творческие дела.

6. Результативность опыта.

   Результатом работы по теме данной концепции является стабильно высокий процент  качества знаний и степени обученности  моих учащихся – более 50 % .

   Выпускники 4 класса успешно адаптируются при переходе в основную школу. Анализ результатов учебной деятельности 5-х классов свидетельствует о стабильности и сохранности качества знаний выпускников начальной школы.

   Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».

   С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами,  выступаю на заседаниях МО и педагогических советах.

   И когда со звонком мои ученики не вскакивают с места, а говорят, что так быстро пролетел урок, я  понимаю, что недаром прихожу в школу и профессию свою выбрала правильно.

   Так агрессивных детей стараюсь не провоцировать, замкнутым детям подбираю специальные задания для самореализации в коллективе. Ко всем ученикам отношусь как к личности. На мой взгляд, каждый ребёнок должен уходить домой с победой. Успех – лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и в самом себе. Дети моего класса общительны и открыты. Это отмечают и учителя предметники, работающие с классом. Чтобы ощущения взаимного доверия, уважения друг к другу не исчезало организую предметно-тематические экскурсии в краеведческий музей, зоопарк, походы в парк, посещение театров, филармонии. Такие коллективные дела помогают организовать детей, способствуют сплочению коллектива. Одним из важных направлений деятельности является работа с родителями. Как бы серьёзно не продумывались формы воспитания учащихся в школе, учитель не сможет достигнуть поставленной цели, если будет действовать без постоянной поддержки родителей. Свою работу я строю в тесном контакте с родителями, так как у нас общая цель: воспитание добрых и отзывчивых людей, с правильной гражданской позицией и правовой культурой. В этой сложной и важной работе использую самые разнообразные методы и формы работы. Основными считаю следующие: родительские лектории, собрания, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, педагогические вечера вопросов и ответов; открытые уроки для родителей, совместные классные часы; групповые и индивидуальные консультации родителей по отдельным вопросам воспитания и обучения. Для освещения тематических вопросов на собрания приглашаю психолога, медицинского работника, администрацию. 100% явку родителей объясняю уверенностью, что собрание пройдёт с пользой, и они получат информацию не только об успехах своего ребёнка, но и психолого- педагогические знания для успешного воспитания детей.

В моих планах стоят перспективные задачи:

  1. Активнее внедрять в свою деятельность ИКТ, рефлексивные технологии.
  2. Совершенствовать методику проектно – исследовательской деятельности.
  3. Научить детей вести «Папку достижений» (портфолио), для того  чтобы ребёнок видел свои успехи, свой рост.
  4. Продолжить работу по модернизации образовательного процесса.

   Задач немало. Все они требуют творческого подхода со стороны учителя и учащихся. Надеюсь, что поставленные задачи окажутся нам по плечу.

   Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Я смогу быть интересной и полезной своим ученикам, если буду как можно больше. Конечно, мне не удастся быть всегда рядом с ними, поэтому я должна научить их самостоятельно добывать знания, находить правильные решения в тех или иных жизненных ситуациях.

   В конце  я  хочу привести  совет известного философа Ф. Ницше:

“Искать - всегда немудрено,
Найти - куда труднее.
По ветру плыть не суждено -
Плыви еще быстрее!”

   В заключение хочу пожелать всем  творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

   В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Дипломы, награды и удостоверения

 

 

Грамоты и награды учеников, полученные под руководство Наумович Натальи Алексеевны:

Партнеры