Поиск

Овсянникова Лариса Леонидовна

СНПЧ А7 Курск, обзоры принтеров и МФУ


Овсянникова Лариса Леонидовна

Учитель начальных классов

У педагога есть сайт на Инфоуроке, перейти на него можно просто щёлкнув на эту надпись

Эссе "Я - учитель"

   У меня, как и у многих людей, всё началось с мечты. Я с детства мечтала стать учителем. Большое влияние на рождение моей мечты оказала моя мама – учитель русского языка и литературы.  Ещё дошкольницей мне было интересно наблюдать за её работой. Сначала, сидя на её уроках, я просто раскрашивала картинки, но в какой – то момент я, затаив дыхание вместе с учениками, стала слушать её увлекательные рассказы на уроках литературы. В школу я пошла с огромным желанием учиться.

   Моя первая учительница, Апинавичене Раиса Викторовна, была для меня примером для подражания во всём. Я очень старалась в учёбе и  мечтала о том, что, когда вырасту, тоже стану учительницей.

   Мне нравилось учиться и постигать азы педагогической профессии сначала в педагогическом училище, затем в университете по специальности “педагогика и методика начального образования”. Моя работа в школе только подтвердила правильность  моих намерений.

   Как быстро летит время… Позади двадцать четыре года моей педагогической деятельности в стенах одной школы – школы посёлка Васильково. Прошли незаметно, мимолётно, как будто их и не было. Теперь я понимаю, что профессию выбрала верно. Как раньше не сомневалась, кем стать в жизни, так и сейчас. Многому пришлось научиться, многое пережить. Были ошибки, трудности, но за весь свой педагогический путь я ни разу не пожалела о выборе профессии.

   На мой взгляд, профессия учителя одна из самых удивительных. Все думают, что учитель – это тот, кто учит.  На самом деле, это далеко не так. Дети учат учителя. Учат слушать их души. Только благодаря моим ученикам, я понимаю, что у меня получается, а что надо менять в своей работе. Дети учат лучше взрослых.

   Став учителем начальных классов, постоянно самосовершенствуюсь и понимаю, что процесс этот бесконечен. Для меня важно  помочь каждому ребёнку научиться верить в свои силы, где – то простить его шалости, где – то поддержать в трудных ситуациях. Способности ребёнка нужно развивать. Это позволит ребёнку открыть новые горизонты. Младший школьный возраст – то время в жизни человека, когда формируется  основа умения учиться.  В этом возрасте важно не упустить то, что станет залогом успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребёнку очень сложно двигаться к успеху.  Главное в этот момент, считаю, научить правильно относиться к ошибкам. Ведь ошибка – это находка, подарок, предвестник положительного результата. Стараюсь сформировать у ребёнка представление об учёбе как о пути, на котором будут и ошибки, и успехи. Мне очень нравится создавать у детей положительный настрой на учёбу. Высоко поднятые руки и нетерпение в глазах – для меня награда за то, что заинтересовала, “зажгла” души детей. Для меня важно, чтобы у детей появилось желание высказаться, быть услышанным учителем.

   Школа – огромный мир, в котором есть всё: радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Это место для бесконечного поиска более совершенных форм работы с детьми. Тому, кто не знаком с нашей работой, она кажется обычной: тетради, журналы, уроки. А ведь наша работа радостная. С нами рядом чистые и светлые, открытые миру, души детей, которых нам доверили родители. Без любви к своему делу, к детям невозможно быть хорошим учителем.

   Быть первым учителем - особо ответственно, ведь мы моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни. Мы “выстраиваем” самое сложное – внутренний мир настоящего человека.

   Сегодняшние дети отличаются от тех, которых мы учили раньше. Нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьёзнее относиться к их здоровью. У каждого ребёнка есть свои таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они проявили свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых. Я стремлюсь создать такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы что – то узнать, открыть для себя, и они добивались бы этого.  Поэтому в своей работе стараюсь использовать новые формы и средства обучения, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей. К ним относятся работа в парах как подготовительная к работе в группах, интерактивные методы, использование компьютера, игровые технологии. Особой популярностью у детей пользуются такие формы  работы как урок-путешествие, урок-игра.

   Считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса.

   Использование мною разнообразной наглядности на уроках способствует более глубокому осмыслению и пониманию учебного материала, максимальному учёту возрастных особенностей, прочному и осознанному усвоению темы, укреплению веры в себя у учащихся, развитию воображения и творческой фантазии учеников, развитию эмоциональной, чувственной сферы ребёнка. Но в тоже время, не пересыщая учебный процесс, делаю это дозированно.

   Продумываю структуру каждого урока так, чтобы мои дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы.

   Стараюсь помнить о том, что каждое слово и дело учителя оставляют след в душе ребёнка. Слово учителя должно располагать к доверию. Через слова входят в детские сердца красота, доброта, милосердие.

   Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс строю с учетом реальных возможностей каждого ученика, позволяя продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. Стараюсь найти к любому ученику свой “ключик”, в связи с чем,  подбираю методы и приёмы, способные помочь ребёнку “расправить крылья и научиться летать” даже в непростых случаях.

   Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках. Мои ученики участвовали  в работе школьных и районных научно-практических конференций по темам: “Магниты и их свойства”, “Добавки, красители, консерванты в пищевых продуктах”, “Коллекция монет моего дедушки” и т. д.

   Стараюсь создавать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Задаю домашние задания разного уровня.

   Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя, но естественно детей этому приходится учить, потому что ребенок не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.

   Любой ребёнок для меня в классе это личность и всегда с первого урока стараюсь видеть в нём личность. Исходя из этого, считаю, что моими  основными педагогическими задачами являются: во-первых, развитие такой позиции учителя, для которой характерно глубокое проникновение в суть индивидуальности каждого ученика; во-вторых, осознание психологических основ образовательного процесса как важнейшего условия становления индивидуальности учащегося. Считаю, что именно такая стратегия позволяет и ребёнку, и учителю понять себя, найти ключ к своей индивидуальности и осуществлять своё саморазвитие.

   Мне посчастливилось лично побывать на практических занятиях, проводимых одним из авторов создания “Педагогики индивидуальности”, профессором, Гребенюк Татьяной Борисовной, доктором педагогических наук. Личный контакт с этим замечательным учёным, а также выступление на семинаре “Модернизация российского образования” в Москве, проводимый школой самоопределения А. Н. Тубельского, явились мощным толчком в моём мировоззрении и значительно расширили мои горизонты.  

   На особой роли личностного подхода в учебной деятельности школьников построена идея сотрудничества. Сотрудничество – это не только совместная деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества  - в радости, которую оно даёт. Радость, вернее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребёнка, школьника. А для взрослого ожидание радости – источник его движения вперёд. Нет ожидания – нет творческой личности.

   В воспитательной работе мои верные помощники и союзники -родители учеников. В сотрудничестве с родителями удаётся организовать интересную и насыщенную жизнь детского коллектива в классе и внеурочной работе. С целью укрепления здоровья мы совершаем интересные поездки и по курортным местам нашей области: на Куршскую косу, в музей леса п. Отрадное, п. Янтарный, а также в Республику Польша.  Не раз отдыхала с детьми в санатории. Ведь здоровый учитель- это здоровые дети. Поездка в санаторий всегда гарантирует ребёнку полноценный отдых, оздоровительные процедуры, новые впечатления.

   В прошлом году я стала вести кружок “Городецкая роспись”. Это было моё детское увлечение. С городецкой росписью я познакомилась во всероссийском пионерском лагере “Орлёнок”, в котором я побывала в школьные годы. Развивая творческие способности детей, я одновременно учу их видеть недостатки в своей работе. Дети, которые посещают этот кружок, становятся более увлеченными, дисциплинированными, ответственными. Занятия в кружке воспитывают любовь к Родине. А это является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

     Достижению этой задачи способствует сотрудничество с ветеранами ВОВ, Афганистана, Таджикистана. Здесь опять постарались родители учеников. Вместе поём военные песни, танцуем. А совсем недавно мальчишкам был дан мастер-класс по наматыванию портянок и отжиманию от пола.  В доверительном, открытом диалоге и совместной деятельности ребята моего класса смогли узнать, раскрыть для себя личность героев, прикоснуться к их подвигу, “примерить” его на себя. Каково было удивление детей, когда они узнали, что герои живут с нами рядом. С тех пор наши дружеские связи только укрепляются. Планируем совместную деятельность с героями по разным направлениям:  от проведения праздничных концертов и чаепития до участия в мастер-классах, уроков мужества, в которых герои могут выступить в качестве организаторов.

   Активное участие в различных конкурсах рисунков, проведение часов общения и  праздников на патриотическую тему, исследовательские работы по выявлению героя в своей семье, экскурсии по местам боевой славы  – всё это позволяет растить и воспитывать юных патриотов.

   Наши мечты – дорога к нашему счастью. Я рада, что нашла свой путь. Мои мечты всё ещё исполняются, ведь мне хочется быть хорошим учителем. Рада тому, что мой труд приносит пользу людям. Уже  выпустила несколько поколений  ребят и сейчас учу детей моих бывших учеников. И каждый раз для меня новые дети не менее интересны предыдущих. Надеюсь, что в душах своих учеников я  оставила  невидимый след, который помог и поможет им стать хорошими людьми. Любовь и уважение моих учеников - высшая награда для меня.

   Где бы я ни была, с кем бы ни общалась, всегда с гордостью говорю: “Я – учитель”.

 

Овсянникова Л.Л.

 

2016 год

 

Методические разработки

 

Дипломы, награды и удостоверения

 

 

 

Грамоты и награды учеников, полученные под руководством Овсянниковой Ларисы Леонидовны:

 

 

Партнеры

    

: